Режиссер Юлия БАТУРИНА: «Все спектакли должны быть про любовь»

Фото: gazeta-iset.ru
В свой юбилейный 120-й сезон Шадринский драматический театр стал участником проекта партии «Единая Россия» «Театры малых городов». Как признаются в театре, такого масштаба материальной помощи они и не припоминают. Начался долгожданный ремонт фасада. Также в формате проекта «Театры малых городов» были поставлены два премьерных спектакля: «Тётки» режиссёра Валерия Медведева и «Звёздный час по местному времени» режиссёра Петра Незлученко. А 20-22 октября уже в 121-й сезон состоится новая премьера по пьесе именитого театрального комедиографа Рэя Куни «Слишком женатый таксист» в постановке хорошо известного и полюбившегося шадринской публике режиссёра Юлии Батуриной. Накануне премьеры мы встретились с ней и попросили ответить на несколько вопросов. - Юлия Владиленовна, перед нашей встречей я прочитал о вас статью в интернетовской Википедии и узнал много интересного. А теперь представьте, что статью удалили и теперь там чистый лист. Что бы вы написали о себе? - Я бы написала: человек верующий, воцерковленный. С появлением в моей жизни Храма стараюсь по возможности его посещать, исповедоваться. Человек, который пытается организовать первый на Урале духовный театр в православной столице нашего края Верхотурье. Называется он театр-студия «Град». Собираю труппу, есть желающие. - Чем он будет отличаться от обычных театров? - На самом деле практически ничем. Единственное, что есть некая цензура. Цензура не просто на сквернословие или что-то другое непотребное, такого у меня никогда не было. Цензура на замысел - о чем мы будем ставить спектакль. Если мы возьмем пьесу и увидим, что у автора нет чего-то теплого, светлого, утруждать себя не станем. У нас все спектакли должны быть про любовь. Хотя я и раньше так говорила и считала. Любая пьеса должна быть про это великое чувство, потому что все в жизни должно быть для любви, в широком смысле этого слова. - Продолжим писать статью в Википедии... - Я вообще не понимаю, зачем эта Википедия нужна. - Ну как... Вот я, например, из нее узнал, что вы 20 лет проработали главным режиссером Серовского театра драмы. - Уточню, в этом театре проработала в общей сложности 20 с лишних годков, из них 15 лет главным режиссером. - Поставили более 70 спектаклей... - Более ста. Впрочем, так говорят, сама точно не знаю, не считала. Сколько есть - все мои. - Просто мне хотелось бы рассказать нашим читателям про ваш творческий путь... - После Серова уехала в Киров, проработала год главным режиссером в "Театре на Спасской" и ушла в "свободное плавание". Когда еще работала в Серовском театре, часто ездила с постановками по уральским городам, так что не привыкать. В Кирове случились некие разочарования, одновременно, я бы так сказала, поменялось мировоззрение. Появились друзья, которые привели меня к Храму. В принципе кардинально ничего в моем творчестве не поменялось. А в обычной жизни изменения произошли, я поняла, что такое просто жить. И не заморачиваться по поводу и без повода. Мы порой сами себя загоняем в угол, не умеем прислушиваться ни к себе, ни к окружающим... Но я никого не виню. Были странные времена, 70 лет Господь проверял, испытывал нас. В школах нам выдавали удостоверения атеистов, можете себе представить... Никого не осуждаю, у каждого свой путь к Богу. Сейчас проще ко всему отношусь, мягче и с пониманием... Раньше на репетициях до исступления доходила, бьешься над своей сверхзадачей, напираешь на человека и не видишь, что он просто устал... Все-таки театр не спорт, у него немножко другие цели. И у меня другие цели, семья — это самое главное. - Если бы у вас была возможность вернуться назад... - Я бы многое поменяла. Некоторые говорят — я бы прожил свою жизнь только так и не иначе. Уж не знаю, лукавство это или что другое, а я бы многое поменяла. Потому что с высоты прожитых лет видишь свои ошибки, я бы просто их не совершала, я бы меньше обижала людей, больше занималась своей дочерью, которую очень люблю. К счастью, она выросла хорошим человеком. В Кирове я поставила спектакль «Господа Головлевы», который посвятила своей маме, но вообще он в некоторой степени о моем поколении. И ошибка Арины Петровны Головлевой заключается в том, что она заменяет ценность быть матерью финансовыми, материальными благами. Это иллюзия, это бы я точно в своей жизни поменяла. Я бы многое сделала по-другому, но, к сожалению, невозможно. - А в отношении профессии - выбрали бы ее снова? - Профессию бы выбрала. Некоторые утверждают, что режиссерская работа - мужская профессия, но они ошибаются. Есть черты характера, которыми тебя наделил Господь или мама с папой. Кто-то может вычислить квадратный корень в уме, а кто-то умеет придумывать спектакль. Неважно, мужчина ты или женщина, просто есть определенный склад ума. А делать добрые дела можно в любой профессии. Другое дело, что каждый проживает свою жизнь. «Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик, что тебе дело до других хвостиков», - говорила Матрона Московская. На самом деле очень мудрые слова, а мы ведь об этом не задумывались, 70 лет нас учили осуждать, да и сейчас мало что изменилось. Но я в политику не лезу, это не мое. - Вы известный в театральном мире режиссер, с постановками побывали во многих городах страны. На ваш взгляд, изменился ли в последние годы среднестатистический зритель? - Изменился. В том смысле, что чаще всего он приходит просто отдохнуть, развлечься. В прежние времена зритель был более думающим. Сейчас попросили поставить пьесу легкого содержания, у меня одна задача - развлечь зрителя, другой нет. Поэтому никаких "Золотых масок" от "таксиста" не ждем. Хотя мораль здесь, конечно, присутствует. - Как считаете, насколько типична ситуация, которая показана в этом спектакле? - История, в которую попадают герои, хоть и выведена в гротесковом свете, но достаточно жизненна. Автора пьесы Рэя Куни называют современным Мольером. Вспомните "Мнимого больного", а "Слишком женатый таксист" - это о сегодняшнем дне. С Валерием Григорьевичем Мазуром мы главного героя, если можно так сказать, "оправдали". У него есть грех, который называется малодушие. Он говорит, я сначала венчался с одной женой. А потом встретил другую, пригласившую на чашечку чая. Она спросила, вы еще придете, и я согласился... А затем она предложила продолжать отношения, и он не смог отказаться. Он пожалел ее, понимаете. Потом, конечно, заврался, запутался и не смог остановиться. И к чему это привело, мы видим, человек превращается в некоего монстра вранья, готового унизить себя до последней степени безобразия. Такое бывает. - В начале нашей беседы вы сказали о цензуре. Она касалась вас лично? - К сожалению, да. В спектакле «Блин-2» по пьесе Алексея Слаповского, сложной, жесткой, а временами жестокой, возникает ситуация, когда мальчик попадает в наркопритон только из-за того, что родителям было не до него. Вообще спектакль не о проблеме наркомании, это уже следствие, а о вечной теме отцов и детей. И в Серове сначала хотели запретить спектакль, потому что когда была его сдача, чиновники сказали — у вас воняет окурками. А там в банке о нас лежали бутафорские окурки. Пришлось бороться за спектакль, помогли отстоять его коллеги и друзья. А потом спектакль получил много призов на фестивалях, в том числе за режиссуру. - Как выбираете театры для своих постановок? - По-разному бывает, в основном приглашают. Объездила весь Урал, не могу людям отказать, да и, наверное, я не того полета птица, чтобы привередничать. Березники, Первоуральск... - Для вас гонорар важен? - Конечно важен. Но сразу скажу - я не хапуга. Я понимаю, что финансовые возможности в небольших театрах ограничены. У меня дочка вышла замуж, я уже бабушка, два года внуку Алешке будет в день премьеры, так что есть для кого и для чего зарабатывать деньги. Но деньги не главное. - Кстати, о внуках. Не хотели бы поставить детский спектакль? - На Новый год в Нижнем Тагиле буду ставить сказку «Три поросенка» и параллельно в Верхотурье - «Щелкунчик». Потом в Екатеринбурге - "Сомнамбулизм", следом "Каштанку». Кроме того, меня попросили стать художественным руководителем большого проекта о царской семье, в основе лежат письма Николая к Александре. А потом — «Окаянные дни». Планов громадье. Дай Бог сил и здоровья и хороших людей встретить, которые бы помогали. - Вы уже не первый раз в Шадринске, ваши впечатления? - На самом деле хороший город и мне очень нравится ваш театр, он по-настоящему домашний. Это очень важно. Конечно, в первую очередь это идет от руководства и от замечательной детской студии, которую ведет Владимир Олегович Баранов. Это супер! Я не видела, как он репетирует, какой он режиссер, но он от Бога театральный педагог. Он и актер замечательный. Я тут посмотрела спектакль "Саня, Ваня, с ними Римас", а мне эта пьеса очень дорога, - это нечто! - Поскольку заговорили об актерах, скажите, для них вы старший товарищ или начальник? - Я бы хотела, чтобы меня считали наставником. У нас теплая атмосфера на сцене. Где бы я ни бывала, ко мне по-доброму относятся, думаю, что и я ко всем так же отношусь. В театре очень редко требуется применять "кнут", можно обходиться "пряниками", только делать их не совсем приторными. - Для вас какой актер предпочтительнее — неукоснительно исполняющий волю режиссера или тяготеющий к импровизации на сцене? - Все вместе, должен быть баланс того и другого. В первую очередь он должен любить театр, иметь определенную внутреннюю органику. На самом деле актером может быть любой человек. В спектакле, что мы ставим, нужен опыт, потому что действие идет бесконечно быстро и поставить сюда человека с улицы сложно. Но в принципе, любого можно научить актерскому мастерству. У моего педагога Леонида Ефимофича Хейфеца, преподававшего в институте, есть такой любимый тест при наборе на курс. Он задает вопрос: вы стоите на остановке и опаздываете ко мне на экзамен, если опоздаете — гарантированно не поступите. Подходит автобус, и тут видите, что голубь лежит в луже, не может взлететь и ему надо помочь. Что вы сделаете? Тот, кто говорит, что для него важнее экзамен, имеет меньше шансов поступить, даже если он прекрасно прошел творческий конкурс, чем тот, кто скажет, что поможет голубю. Это такая старая школа, к сожалению, она сейчас уходит... Наши педагоги учили самому главному — любить. Театр — это зеркало, оно показывает наши минусы и плюсы. И человек, который стремится на сцену, должен это понимать. А иначе зачем сюда пришел, самовыражаться? Ну и самовыражайся в другом месте. - Театр в Москве и театр в провинции - разные вещи, согласитесь. По-вашему, какие основные проблемы театров в малых городах? - Во-первых, финансирование. И во-вторых, и в-третьих. Замечательно, что вашему театру выделены деньги по партийному проекту "Театры малых городов". Ведь почему на фестивали не ездят — денег нет, даже декорации не имеют возможности взять с собой. Восемь лет назад последний раз с моим «Чмориком» выезжали. А участие в фестивалях — школа творчества, общение, совершенствование. Без этого приходится жить как в аквариуме. Надо обязательно сделать фестивальный спектакль. Кстати, современный фестиваль не требует больших декораций. Там важен новый взгляд на какие-то обыденные вещи... Я бы хотела на следующий год поставить здесь что-нибудь камерное, у вас замечательная камерная сцена, но она практически не используется, режиссеры не соглашаются на весьма скромные гонорары.  Чем отличается провинциальный театр от столичного? Там другие деньги и поэтому другие возможности. Как-то в музтеатре в Екатеринбурге поставили спектакль "Екатерина Великая". Там пуговичка одна на платье 10 тысяч стоила. Спрашиваю, а в какую сумму спектакль у вас обошелся - оказалось, 25 миллионов. Конечно, постановка смотрится потрясающе. А здесь что могут... И если сравнить артистов — да у вас они играют не хуже, а может быть и лучше, но визуально все воспринимается по-другому. - Ваш любимый спектакль? - Из поставленных мною в последнее время - «Господа Головлевы». Ранее не приходилось работать с творческим наследием Салтыкова-Щедрина. Теперь-то осознаю, что напрасно нам в свое время включали его произведения в школьную программу. Ну невозможно понять школьнику, почему мама ребенка так поступает. - Юлия Владиленовна, что бы вы сказали шадринскому зрителю про свой новый спектакль, зачем или почему ему нужно прийти в театр? - У нас заняты потрясающие актеры — Валерий Мазур, Иван Карпов, Мария Гуляева, Ольга Ошканова и другие. В этой пьесе очень важно было попасть в жанр, не переборщить. Гротеск воспринимается за правду и не смотрится наигрышем. И если какому-то мужчине, сидящему в театральном кресле, придет в голову та же мысль, что и нашему герою, и он посмотрит наш спектакль и скажет - ну, нафиг, не надо... Это уже будет победа. В этом миссия театра и заключается. Поэтому придите, посмотрите, отдохните, может быть, вам будет полезно. .

Беседовал Андрей ФЕДОРОВ.

НАША СПРАВКА

Юлия Батурина родилась в Перми. Окончила актёрский факультет ГИТИСа и Театральный институт имени Бориса Щукина (мастерская Л.Е.Хейфеца). С 1990 по 1993 год работала в Пермском театре «У Моста». Сыграла более 40 ролей, неоднократно признавалась лучшей актрисой года. В 1993 году принята в труппу Серовского театра драмы имени А. П. Чехова, где с 2001 по 2014 год работала режиссёром-постановщиком. В 2014 - 2015 годы - главный режиссёр Кировского театра юного зрителя "Театра на Спасской". Многие ее спектакли — неоднократные участники фестивалей и лабораторий по всей стране, отмеченные премиями на областных и региональных конкурсах и фестивалях. В шадринском драмтеатре поставила спектакли "Приснись мне", "Чморик", "Ревизор".
 
По теме
 
 
В Кургане сегодня и завтра покажут грузинский спектакль-сенсацию. Билетов на оба спектакля знаменитого Тбилисского русского драматического театра имени А.С. Грибоедова уже нет - Курган и курганцы В Кургане сегодня и завтра покажут грузинский спектакль-сенсацию. Билетов на оба спектакля знаменитого Тбилисского русского драматического театра имени А.С.
18.10.2017
 
УФСИН России по Курганской области официально прокомментировал задержание Сегодня мы писали о том, что поиски 26-летнего Владислава Пьянкова, сбежавшего 2 августа из колонии-поселения № 6 в селе Иковка, завершены.
21.09.2018 Курган и курганцы
Он взял 200 тысяч за то, чтобы подкупить полицейских и присвоил деньги Собранные отделом по расследованию особо важных дел следственного управления СКР по Курганской области доказательства признаны судом достаточными
21.09.2018 Курган и курганцы
Осенний мотив знаменитого композитора - Курган и курганцы Из всех времен года классик ХХ века Дмитрий Шостакович особенно любил сентябрь В клинике доктора Илизарова Дмитрий Дмитриевич находился на лечении 169 дней.
23.09.2018 Курган и курганцы
Курганская организация Союза художников России отмечает 50-летие - Курган и курганцы В Челябинске открылась региональная художественная выставка «Большой Урал-XII»: в этом году в ней участвуют почти в два раза меньше курганских художников, чем 10 лет назад.
22.09.2018 Курган и курганцы
В областном краеведческом музее идет подготовка к масштабной выставке Комсомольские билеты прошлого столетия, старые, но до сих пор яркие плакаты, дерзко зовущие молодежь к великим свершениям на благо страны,
19.09.2018 Курган и курганцы
Вспоминаем коллегу — режиссёра, друга Уже прошёл год, целый год жизни в которой не было Станислава Фёдоровича Железкина… Его не стало вечером 17 сентября 2017 года.
17.09.2018 Курган и курганцы
Серией из пяти побед подряд молодая курганская команда завершила свое выступление в чемпионате России 2018 года Вчера, 20 сентября, «Тобол» провел свой заключительный матч в чемпионате России по футболу (III дивизион,
21.09.2018 Курган и курганцы
Курганская команда начала свой второй сезон в первенстве Высшей хоккейной лиги «Юниор» стартовал четырьмя поединками на выезде.
21.09.2018 Курган и курганцы
День здоровья на новом корте - Собеседник В селе Введенское состоялось торжественное открытие новой многофункциональной спортивной площадки.
22.09.2018 Собеседник
Алексей Кокорин: Стихийные свалки вдоль автомобильных дорог – результат безответственного отношения к природе - Правительство Курганской области Губернатор Курганской области Алексей Кокорин сегодня, 22 сентября,принял участие во Всероссийском экологическом субботнике «Зеленая Россия» и Всероссийской акции «Живи, лес!».
22.09.2018 Правительство Курганской области
Портал «Область 45» представляет обзор главных событий уходящей недели.   Политические «игры» Действующий глава региона Алексей Кокорин официально о своем желании идти на новый губернаторский срок не заявлял.
21.09.2018 Область 45
Кандидаты не смогли пройти отбор и конкурс признан несостоявшимся Такое решение приняла 20 сентября комиссия по проведению конкурса на замещение вакантной должности генерального директора НКО «Региональный фонд капита
21.09.2018 Курган и курганцы