У нас в гостях ветеран педагогического труда, член Городского совета ветеранов Светлана Гурьевна Цысарь. Будучи педагогом по классу фортепиано в Детской музыкальной школе им.Т.В.Бобровой с 1963 по 2008 год, она награждена знаком Министерства культуры Российской Федерации «За отличную работу», медалью «За доблестный труд», медалью «Ветеран труда», а также многочисленными грамотами и благодарностями.
Инструмент в подарок
В музыкальной школе я проработала сорок шесть лет. Можно сказать, что провела там практически всю жизнь — как пришла туда маленькой, так и осталась. В 1949 году, когда мне было семь лет, меня отдали учиться игре на фортепиано, с этого все и началось. Музыкальная школа в то время была очень маленькой, только-только начала свою работу после перерыва. К музыке меня тянуло с самого детства, наверное, это природный дар. Еще в детском саду хорошо пела, начала выступать в хоре, и педагоги рекомендовали родителям отдать меня учиться. Время было очень тяжелое, послевоенное, инструмента не было. Мой отчим написал письмо в Министерство культуры в Ленинград с просьбой, и мне выслали фортепиано для занятий. Счастью не было предела! Настоящий, мой, инструмент. Сейчас это кажется удивительным — в такое тяжелое время нашлась возможность прислать инструмент через всю страну. Уже позже, когда вышла замуж, мы с мужем приобрели немецкий инструмент, который до сих пор работает.
Послевоенное детство
Отец погиб на фронте в 1942 году, я тогда была совсем маленькой — родилась 28 декабря 1941 года в Шадринске. Военные годы я не помню. Уже после войны мы с младшим братом посещали детский сад, он находился по ул.Октябрьской. Наша мама работала медицинским работником в детском саду, отчим — там же, вел бухгалтерию. Брат Виктор тоже проявляет способности к музыке — играет на гитаре, поет песни, но профессионально этим не занимался. В послевоенные годы с обучением было нелегко — не было самого необходимого. Мы сами разлиновывали бумагу — получались нотные тетради, но желание учиться музыке было очень велико. Одно из ярких моментов детства — кинофильмы. Я училась в девятой школе, бывало, что сбегали с уроков в кино, фильмы показывали в кинотеатре «Октябрь».
Увлечение на всю жизнь
Скорее всего, музыка стала моей судьбой. Несмотря на то, что я хорошо училась и в школе по всем предметам, и в музыкальной школе, увлечение фортепиано захватило полностью. В пионерских лагерях, куда часто ездила, уже знали, что я — инициатор разных концертных выступлений. После окончания музыкальной школы, я поступила в музыкальное училище. После поступала в Свердловскую государственную консерваторию, но не получилось — не хватило одного балла. Да и обучение было материально тяжеловато для родителей. Сейчас моя внучка учится в академии в Екатеринбурге, показывает неплохие результаты, вот так в ней я в чем-то продлила себя…
Сейчас уже не выступаю, играю дома. Сравнительно недавно играла «Вальс» Грибоедова — одно из моих любимых произведений, «Мелодию» Рубинштейна. Моими слушателями становятся соседи, им нравится, а мне очень приятно. Обе дочери также окончили музыкальную школу по классу «фортепиано», у них хороший голос, но в музыке не остались, одна из дочерей работает директором школы в Каменске-Уральском, другая — завучем в школе №13.
Правило, которое работает
Стать педагогом — не было моей мечтой с детства, просто так сложилась жизнь. Можно сказать, что у меня особо не было вариантов, обучение в музыкальной школе заложило большую основу для моего дальнейшего развития.
В своей работе с детьми всегда применяла правило трех «Т» — это терпение, труд и талант. Считаю, что при наличии этих составляющих можно достичь больших результатов в обучении. Правило это родилось, наверное, исходя из большого опыта общения с детьми, опыта творческой деятельности. Творческий процесс нельзя загнать во временные рамки, наш урок мог продолжаться и после звонка, столько, сколько было нужно. Многие мои ученики пошли работать по профессии преподавания музыки. В настоящее время работают Марина Козлачкова, Людмила Уральская, которые, в свою очередь, воспитали много талантливых детей. Можно уже говорить о поколениях педагогов.
К сожалению, сейчас в школах практически нет школьных хоров. А ведь это была большая совместная работа педагогов общеобразовательных и музыкальных школ. Дети, которые учатся в музыкальной школе, занимаются музыкой вообще, более развиты эмоционально, у них более расширено сознание. Меня приглашают на конкурсы в качестве члена жюри, всегда с удовольствием смотрю на юных исполнителей.
Главное — находиться в движении
Несмотря на возраст, принимаю участие в деятельности Городского совета ветеранов, клуба ветеранов педагогического труда «Красная гвоздика». Раньше увлекалась спортом — ходила на лыжах. Считаю, что человек должен находиться в обществе, общаться с людьми, всесторонне развиваться, нужно больше движения. Раньше люди больше общались, дружили семьями, сейчас у многих на общение не хватает времени.
Беседовала Оксана Задорина, фото автора.