Как найти управу на управляющую компанию?

Однажды ты приходишь домой, открываешь дверь и, шагнув внутрь, ступаешь в лужу. «Соседи затопили», –  приходит на ум первая мысль, однако при осмотре потолков оказывается, что они сухие. Батареи, которые могли бы протечь, также находятся в исправном состоянии. Откуда же лужи? На самом деле вода бежит из... стены. Похоже на страшный сон. Но если с пробуждением сон заканчивается, то коммунальные проблемы – нет. 
Вот и шадринцы, столкнувшиеся с протекающими стенами, несколько лет пытались решить проблему, обращаясь в управляющую компанию, которой они исправно платят деньги за содержание и ремонт дома, однако там поначалу не могли внятно объяснить, почему происходит затекание воды, а потом длительное время не могли собраться, чтобы провести необходимые работы. Мелкие или проливные дожди заставляли жильцов носиться с тазами и тряпками, тратя время, нервы, а затем и деньги на ремонт. После письменных обращений и личных встреч с руководителем УК проблема наконец-то была решена.


Одна из главных претензий, которая есть у шадринцев к работе управляющих компаний, –  бездействие последних и неисполнение ими собственных функций. В коммунальном кошмаре оказались и жильцы дома № 21 на улице Розы Люксембург. Вот уже несколько месяцев владельцы квартир и офисных помещений, расположенных на первом этаже здания, дышат смрадом, исходящим из подвального помещения. Достаточно только спуститься в подвал, чтобы понять степень безответственности управляющей компании – первый же канализационный стояк зияет открытым ревизионным окном. Из него фекальные воды стекают прямо на землю в подвал. Поначалу в УК обещали разобраться с проблемой после запуска отопления, затем утверждали, что никаких утечек нет, а после ежедневных звонков в офис компании прочистили трубы, провели небольшой ремонт да высыпали пакетик хлорки в фекальные лужи, предоставив им возможность самостоятельно впитаться в землю. Естественно, такие меры никоим образом не помогли решить проблему – оставшаяся жидкость и зияющие дырами трубы продолжают источать зловоние и наполнять помещения многоквартирного дома ужасным запахом.


Как найти управу на управляющую компанию? С этим вопросом мы обратились в Шадринскую межрайонную прокуратуру и Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области.
– В Шадринскую межрайонную прокуратуру систематически поступают обращения граждан по вопросам ненадлежащей работы управляющих компаний по обслуживанию многоквартирных домов, – рассказал помощник шадринского межрайонного прокурора Алексей Загороднев. – Основная масса доводов в таких обращениях касается предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и неправильное начисление платы за пользование коммунальными услугами. Главными проблемами в данной сфере, конечно, являются вопросы теплоснабжения домов. Кроме этого, поступают жалобы и на состояние жилых помещений многоквартирных домов, построенных по Программе переселения из ветхого и аварийного жилья. В таких обращениях указываются доводы о наличии протечек на потолке, стенах, также об образовании плесени. Встречаются обращения и на действия органов местного самоуправления, в частности, по вопросам водоотведения. Прохождение отопительного сезона можно оценить удовлетворительно, поскольку за истекший период отопительного сезона 
2017-2018 гг. нарушения в данной сфере не выявлялись.


Если говорить о статистике, то по состоянию на 30 октября за текущий год в межрайонную прокуратуру поступило свыше 120 обращений граждан о нарушениях законодательства в сфере ЖКХ, из которых удовлетворено 27, доводы по ним в ходе прокурорских проверок нашли своё подтверждение. Более 20 обращений в настоящее время находятся на рассмотрении. За весь 2016 год в данной сфере было рассмот-
рено 197 обращений, из которых удовлетворено лишь 55. Например, в ходе проверки по обращению жильцов дома  № 83 на ул. Советской в адрес ОАО «Курганская генерирующая компания» 31.01.2017 г. было внесено представление по факту нарушения температурного режима в жилых помещениях. В результате рассмотрения акта прокурорского реагирования теплоснабжение восстановлено в соответствии с действующим законодательством, виновное должностное лицо за допущенное нарушение привлечено к дисциплинарной ответственности.
В ходе рассмотрения обращения жильцов дома № 10 в переулке Пионерском в марте текущего года было установлено, что прибор учёта тепловой энергии находится в ненадлежащем состоянии. По представлению межрайонной прокуратуры в адрес управляющей компании данного дома – ООО «УК «Жилсервис» – данное нарушение было устранено.


– Алексей Сергеевич, что вы можете сказать о ситуации, сложившейся в доме № 21 на улице Розы Люксембург?


– Что касается несоответствия санитарным требованиям содержания подвальных помещений многоквартирных домов, то в данном случае формально усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. В качестве административного наказания за такое правонарушение для управляющих компаний, которые являются юридическими лицами, предусматривается штраф от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Протоколы об  административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ уполномочены составлять должностные лица Роспротребнадзора и прокуратуры.


– Кто должен обратиться с жалобой – один человек или группа жильцов?
– Жильцы дома имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Чтобы повлиять на работу управляющей компании, которая игнорирует обращения граждан, можно обратиться в устной или письменной форме как в Государственную жилищную инспекцию Курганской области, так и в Шадринскую межрайонную прокуратуру. В своём обращении в целях наиболее полной проверки необходимо указать все проблемные вопросы, которые не разрешены при взаимодействии с управляющей компанией. Кроме этого, граждане в целях восстановления своих прав в сфере ЖКХ могут самостоятельно обратиться в органы судебной власти.


За истекший период 2017 года межрайонной прокуратурой в связи с выявленными нарушениями в сфере ЖКХ по результатам прокурорских проверок внесено 27 представлений об устранении таких нарушений, которые рассмотрены и удовлетворены. 11 должностным лицам объявлены предостережения о недопустимости нарушений жилищного законодательства в части оплаты задолженности за теплоснабжение, подготовки к отопительному сезону, обеспечение электроэнергией. Всего за 2017 год в отношении должностных лиц за нарушения в сфере ЖКХ межрайонной прокуратурой возбуждено 18 дел об административных правонарушениях. К примеру, в январе текущего года по постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении управляющая организация многоквартирного дома № 24 на ул. Бажова привлечена к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ в связи с нарушением санитарных требований по содержанию подвального помещения. Организации назначен административный штраф в размере 10000 рублей. В марте текущего года за нарушения правил содержания жилых домов привлечён к административной ответственности председатель правления жилищно-строительного кооператива. Кроме этого, в 2017 году по инициативе прокуратуры 
15 должностных лиц управляющих организаций привлечены к административной ответственности в виде штрафа за бездействие по ограничению доступа в чердачные и подвальные помещения многоквартирных домов (ст. 4 Закона Курганской области «Об административных правонарушениях на территории Курганской области»). Каждому из указанных должностных лиц назначен штраф.


В Территориальном отделе Роспотребнадзора нашему изданию рассказали, что, если услуги предоставляются не в полном объёме, ненадлежащего качества либо с нарушением положенных сроков, собственники могут предъявить управляющей компании претензию. Претензионный порядок решения возникающих проблем может быть произведён следующим образом. Для начала нужно обратиться в управляющую компанию и лично рассказать руководителю, что вас не устраивает. Чтобы не быть голословным, лучше привести аргументы. Так, можно обследовать подвал дома, зафиксировать недостатки, составить соответствующий акт и приложить к нему фотографии. Если руководство управляющей компании отказывается идти на диалог и всячески избегает встреч, нужно подавать письменную претензию. Напомним, что она составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в управляющую компанию, а второй с отметкой о принятии официальным лицом остаётся у заявителя. Если через месяц реакции не последовало либо она вас не устраивает, следует обращаться в надзорные органы.


В соответствии с постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель обязан вести учёт жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учёт сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ об её удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
Таков алгоритм действий, направленных на то, чтобы заставить работать управляющую компанию. Бороться за свои права можно и нужно, хотя порой проще расторгнуть отношения с недобросовестной УК и передать дом в управление другой организации. Решение об этом должны принять собственники на общем собрании.

Наталия БЕКЕТОВА.
Фото из архива.

 
По теме
Шадринская межрайонная прокуратура в ходе проверки доводов обращения местного жителя, дом которого находился на обслуживании ООО «УК Кроф»,
Два дня назад киберпреступники обманули 77-летнюю жительницу Кургана. Согласно распространённой схеме, аферисты сообщили пожилой женщине, что её внучка стала участником ДТП, и необходима крупная сумма денег для решения проблемы.
С 22 марта 2024 года вступило в силу постановление Правительства Курганской области № 58 от 20.03.2024 года «Об утверждении порядков предоставления некоторых мер социальной поддержки многодетным семьям в Курганской области».
В Кургане утонул рыбак - Новый мир Фото из группы «Спасатели Кургана» в соцсети «Вконтакте». На реке Черная в 11 микрорайоне Кургана рыбак ушёл под лёд.
Новый мир
Курганцев предупреждают о возможном половодье и пожароопасном сезоне - Курган и курганцы Проводятся рейды по семьям, находящимся в социально-опасном положении В преддверии возможного половодья и пожароопасного сезона в Кургане сотрудники отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Кургану,
Курган и курганцы